Веб-конференция руководителя группы советников председателя НБУ Валерия Литвицкого должна была состояться сегодня, 3 марта.
Господин Литвицкий ознакомился с вопросами, которые уже задали читатели онлайн-портала «Газеты по-киевски», после чего отказался от встречи. А его коллега Сергей Круглик пояснил это так: «На эти вопросы никто не сможет дать ответа. Мы не провидцы, чтобы знать, каким будет
курс доллара. Так же и с кредитными каникулами – об этом
банки договариваются с клиентами. Господин Литвицкий сделал ошибку, когда согласился на участие в веб-конференции. Люди ждут прямого ответа на свои вопросы, а у нас его нет».
Весьма прямолинейно – и столь же неуважительно к читателям в частности и к общественности в целом. Этот неуклюжий ответ исходит от чиновника, одна из главных служебных задач которого – наладить и поддерживать связи с общественностью.
Констатируем, что в условиях кризиса
НБУ оказался неготовым к диалогу с общественностью. Ведь он в ответе за тех, кого приучил верить гривне, а уровень его ответственности оказался ниже всех ожиданий. На жеманство и косноязычие чиновников
НБУ зачастую сетуют в своих откровениях и иностранные инвесторы, тщетно пытаясь, как и читатели «Газеты…», получить аргументированные ответы на очевидные вопросы.
Если и есть оправдание резкому отказу чиновников
НБУ общаться с людьми, то только одно – слишком много у них развелось «говорящих голов», что окончательно запутывает тех, кто пытается разобраться в происходящем. Всю эту какофонию дополняют члены Совета
НБУ (Порошенко, например, который формально не чиновник
НБУ), которые тоже часто выдают опасные прогнозы.
Если уж в
НБУ решили, что советнику Литвицкому не стоит отвечать на вопросы читателей, то почему этого не сделал господин Круглик? Поэтому наш совет
НБУ: определитесь, наконец, с единой «говорящей головой».
Ведь трусливое нежелание отвечать на наболевшие вопросы наших читателей свидетельствует не столько о степени открытости чиновников
НБУ, сколько об отсутствии у регулятора какой-либо стратегии преодоления кризиса.
Есть вопросы
Публикуем несколько вопросов читателей «Газеты…», на которые отказался отвечать представитель
НБУ (всего на вчерашний день их было 33). Предлагаем
НБУ считать их публикацию официальным обращением редакции.
Олег: Когда минувшим летом Вы говорили нашему народу, что
доллар будет падать, вы обманывали или просто в
НБУ работают непрофессионалы?
Максим: Скажите, пожалуйста, каким образом выплачивать кредиты, взятые в валюте год назад по курсу сегодняшнего дня? Почему правительство и Нацбанк не помогают своим согражданам?
Людмила Романів: Пане Литвицький, ви можете сказати людям правду: ми повернемось до купонів чи станеться чудо і наша Влада врятує національну валюту?
Ольга Алексеевна: А в какой валюте Вы храните свои сбережения? И столкнулись ли с теми же проблемами, что и все украинцы – с невозвращением депозитов?
Вячеслав: Планирует ли правительство включать печатный станок в ближайшие месяцы с целью погашения дефицита бюджета?
Мирослава: Пане Валерій, скажіть, будь ласка, чому Володимир Стельмах не хоче йти у відставку? Він же бачить, що нічого зробити не може. Скільки ми ще будемо все це терпіти?
Ксения: Зачем существует официальный курс Нацбанка? Интервенции осуществляются по совсем другому курсу, погашая кредиты, мы покупаем валюту по курсу коммерческих банков. Зачем нужна цифра 7,7 грн/дол.?
Наталия: Я клиент банка
Надра. 4.12.08 закончился срок моего депозита в
евро в этом банке. Банк категорически отказывается вернуть деньги. Мне сказали, что я могу делать покупки с этого счета с помощью карточки. Какие шансы вернуть наши вклады?
Тем временем
Письмо, которого ждет МВФ, пока не отправлено
И Литвин, и Янукович вчера фактически отказались брать на себя ответственность за непопулярные меры вроде ужесточения расходов. Время-то предвыборное…
Вот и регионалы, которым показали проект письма, разразились популистским протестом против повышения пенсионного возраста и финансирования Пенсионного фонда.
Вряд ли в документе, которого так ждет от Украины МВФ, шла речь о возрасте пенсионеров. Хотя это вопрос многих лет, и дыру в бюджете необходимо если не латать, то уж сокращать прямо сейчас.
Хитрый Литвин тоже фактически вывел себя из числа «подписантов», утверждая (не без оснований), что на это ему необходимо согласие всей Рады.
Впрочем, на столе переговоров появился еще один фактор, который делает факт подписания письма неизбежным – это данные исполнения бюджета за февраль. В феврале в общий фонд госбюджета собрали (цифры на сайте казначейства) 12,5 млрд грн. А в прошлом феврале – 14,1 млрд. Недобор – 12%, и это при 25-процентной инфляции за прошлый год!
При таких темпах бюджет не досчитается за год миллиардов эдак 18, и это без учета местных бюджетов и Пенсионного фонда (руководитель которого на днях тоже рассказывал о превышении «плана», но отказался ответить на вопросы журналистов, сколько же ПФ должен бюджету). На этом фоне становится очевидно, что без внешней помощи Украине в 2009-м не обойтись.
Вопрос, конечно, интересный
90% постановлений НБУ – секретные?
Желающих ознакомиться и разобраться с нормативным творчеством Нацбанка ожидает разочарование – запрос через официальную правовую базу на сайте Верховной Рады выдаст девять документов, датированных 2009 годом. Последнему из них (еще от 16 февраля) присвоен номер 76 – выходит, что Нацбанк скрывает от общественности 90% вышедших из-под его пера документов (некоторые, правда, можно найти собственно на официальном сайте
НБУ).
Кстати, в западных центробанках существуют определенные ограничения на доступ к информации: стенограмы закрытых заседаний правлений, на которых принимаются такие решения, публикуются после непродолжительной временной отсрочки, определенной законом. Но глава Федеральной резервной системы или Банка Англии регулярно обязан появляться на публике и информировать о текущих событиях и принимаемых решениях.
Автор: Станислав ГОЛУБЕНКО
По материалам:
Газета по-киевски
Просмотров:
767